Данная норма может затронуть более полумиллиона человек , сообщает inbusiness.kz .
Фото: freepik.com
Министерство здравоохранения вынесло на обсуждение проект закона о повышении верхнего предела базы для исчисления взносов и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование для работодателей, являющихся субъектами микропредпринимательства и малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы .
Согласно вносимым изменениям, ежемесячный доход, принимаемый для исчисления отчислений с единого платежа, не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. В настоящее время он не должен превышать 10-кратный МЗП. Норму предлагается ввести с 1 января 2025 года.
Данное повышение в анализе регуляторного воздействия минздрав объясняет хроническим недофинансированием отрасли, которое приводит к тому, что застрахованные граждане недополучают положенный им объем медицинских услуг. Следствием недофинансирования отрасли являются:
- несоответствие тарифов фактическим затратам (разница в тарифах на ГОБМП и ОСМС и в частном секторе составляет от 2 до 4 раз). С 2012 года тарифы на медицинскую помощь не обновлялись, за исключением повышения заработной платы и стоимости лекарственных средств при девальвации национальной валюты. Тарифы не соответствуют фактическим затратам, в 3-4 раза ниже рыночных цен на медуслуги;
- недостижение роста заработной платы в связи с расходованием средств на текущие неотложные нужды;
- фрагментарный пересмотр тарифов лишь по отдельным видам услуг.
По данным министерства, причинами недофинансирования являются:
- неполное исполнение обязательств государством по ГОБМП и ОСМС (задолженность составляет порядка 226 млрд тенге); низкие ставки взносов и отчислений (к примеру, в Российской Федерации – 5,1%, Словакии – 14%, Франции – 13,5%, Польше и Молдове – 9%);
- недостаточный охват населения страхованием (83,4% населения охвачены, более 3 млн человек все еще находятся вне системы).
Прогнозируется ежегодное превышение расходов над поступлениями фонда: так, к концу 2030 года прогнозируется превышение на сумму в размере 426,3 млрд тенге. Доля расходов ГОБМП и ОСМС от ВВП прогнозно повышается с 2,4% в 2022 году до 2,1% к 2026 году.
При текущей модели общая сумма прогнозных поступлений отчислений и взносов на ОСМС на 2023-2026 годы составляет 7324,1 млрд тенге при взносах государства, в том числе сумма трансферта по взносам государства на 2023-2026 годы должна составить 3543 млрд тенге. Общая сумма прогнозных поступлений отчислений и взносов на ОСМС на 2023-2026 годы составляет 5871,8 млрд тенге при взносах государства, рассчитанных в рамках республиканского бюджета. В этом случае сумма трансферта на 2023-2026 годы, которая была утверждена, составила 2090,8 млрд тенге.
"Таким образом, финансовые потери фонда по взносам государства в период 2023-2026 годов составят 1452,2 млрд тенге (2023 год – 226 млрд тенге, 2024 год – 275,4 млрд тенге, 2025 год – 410,5 млрд тенге, 2026 год – 540,3 млрд тенге). Данные финансовые потери ведут к ухудшению финансовой устойчивости фонда. Таким образом, активы фонда на конец года снижаются от 806,2 млрд тенге в 2023 году до 307 млрд тенге в 2030 году", – говорится в АВР.
По данным минздрава, установление верхнего предела базы для исчисления взносов и отчислений в размере 50-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, с 2025 года затронет 9% от общего количества наемных работников и коснется 502 тыс. человек. При этом дополнительные поступления в систему обязательного социального медицинского страхования составят 243,0 млрд тенге, что решит проблему хронического недофинансирования отрасли
Издержки работодателей (для бизнеса) по увеличению верхнего предела до 50 МЗП прогнозно в 2025 году составят 137 624 904 тыс. тенге, за 5 лет – 699 814 143 тыс. тенге.
Автор Майра Медеубаева
Источник inbusiness.kz