Тотальный контроль налоговых органов за мобильными платежными переводами с каждым днем привносит все больше негатива и отторжения в казахстанское общество. Тем более, что неубедительные пояснения чиновников только еще больше отталкивают людей от предлагаемых «решений» , сообщает сaravan.kz.
Фото: freepik.com
В «разборки» решили вмешаться депутаты Мажилиса парламента РК .
"Как сообщает руководство Национального банка, с начала года мобильные платежи снизились на 30 процентов, из-за чего пришлось обеспечивать дополнительные объемы наличных денег. Все это бьет по развитию цифровизации и финансовых технологий, снижает доверие к налоговой политике", - заявил мажилисмен Ерлан Барлыбаев в своем депутатском запросе по волнующей теме на имя заместителя премьер-министра РК Нурлана Байбазарова. Добавляя, что «согласно разъяснению правительства под контроль будет попадать получение переводов от 100 и более лиц в течение месяца, общая сумма которых превысит три МЗП, или 255 тысяч тенге».
При этом отмечается, что нижняя граница переводов не определена, что означает тотальный мониторинг всех без исключения платежей, даже самых мелких в 100-200 тенге. Депутат считает, что из-за этого возникает риск ненужной бюрократии и администрирования очень маленьких сумм, "без всякой отдачи для бюджета, но с головной болью для малого бизнеса и особенно самозанятого населения".
Также, по его мнению, заявленный порог в три МЗП - недостаточный, так как сумму платежей нельзя считать чистой прибылью предпринимателя.
"Дело в том, что на практике рентабельность малого бизнеса составляет 15-20 процентов, и с оборота в 255 тысяч тенге (три МЗП) его прибыль составит не более 50 тысяч тенге. А такая сумма не подпадает под налогообложение, к тому же она в семь раз меньше средней зарплаты, которая официально составляет 380 тысяч тенге. Для того, чтобы чистая прибыль составила вышеуказанные 250 тысяч тенге, оборот предпринимателя должен составлять не менее 1,5 миллиона тенге в месяц. Поэтому предлагается ввести мониторинг мобильных платежей только начиная с этой цифры", - заключил Барлыбаев.
Депутат заявил, что в России вот уже четвертый год довольно успешно применяется другая методика мониторинга мобильных платежей. Там мониторингу подлежат лица, получающие более 30 переводов в день, при этом каждый платеж должен быть более одной тысячи рублей, а общая сумма таких платежей должна составлять более одного миллиона рублей в месяц.
Вот что об этом говорит экономист-эксперт Марат Абдурахманов, который своим мнением поделился с Caravan.kz.
"Тема мобильных переводов поднималась еще в ноябре прошлого года. Я подготовил аналитику по данному вопросу, исходя из которой было видно, что снижение мобильных переводов должно было произойти на 50 процентов. Сегодня официально признано, что они уже снизились на 30 процентов, и потому можно сказать, что фактически данный прогноз состоялся.
Во-вторых, я тогда же задавал вопрос о разумности налогообложения физических лиц, которые получают доход ниже фактического прожиточного минимума, особенно учитывая фактические цены. Дело в том, что с октября 2023 года Бюро статистики начало публиковать цены на товары и услуги, которые с учетом структуры минимального прожиточного минимума сейчас уже можно отследить и, соответственно, сделать вывод – показатель прожиточного минимума в Казахстане занижен, поскольку не учитывает состав семьи. То есть один работающий не может прокормить несколько иждивенцев, получая 85 тысяч тенге. И вот для таких людей повышение цен при оплате мобильными переводами серьезно бьет по карману, что заставляет их «уходить в тень» наличных денег.
Кстати, согласно данным Минтруда, таких казахстанцев в республике насчитывается не менее двух из 10 миллионов официально работающего населения. Так что предложение мажилисменов об установлении не облагаемых налогами доходов очень даже своевременно.
Потому как, согласно той же расчетной методике Всемирного банка, 6,5 доллара на человека в день – это не бизнес, а попросту выживание. Тем более, что минимальный порог оборота для субъектов малого бизнеса, который установлен этим же банком, исчисляется 50 миллионами долларов, а доход микробизнеса – в 40 миллионов тенге. Иными словами, все те лица, чей доход не превышает эту цифру в годовом эквиваленте, налогами облагаться не должны.
Между тем во многих европейских странах есть понятие «необлагаемый доход», на который налоги не начисляют, потому как не видят в этом смысла. В Турции, например, это 300 долларов на человека, в Швеции – 500 евро, в Германии – 1275 евро. В соответствии с этим я предлагал, чтобы в Казахстане тоже был введен точно такой же порог, рассчитываемый по фактическим расходам.
Таким образом, мы получили бы цифру не в два миллиона, а в 170 тысяч человек, чей доход превышает вышеназванные 40 миллионов тенге в год. И вот тогда бы это и стало реальной борьбой с олигархами, о которой говорил президент страны. Однако в данном случае видно явное противостояние госорганов и заявленных главой государства решений. И депутаты, понимая, что на 40 миллионов в год точно никто снижения делать не будет, предложили хотя бы 1,5 миллиона в месяц для того, чтобы вывести часть населения из-под удара мониторинга и контроля фискальных органов", - подчеркнул эксперт.
Автор Ольга Шишанова
Источник caravan.kz