LS опросил профучастников о том, какое решение примет Нацбанк по базовой ставке 12 апреля, сообщает banker.kz.

Covid-19 глобальный экономический кризис

Фото: freepik.com

В беседе с LS начальник управления аналитики BCC Invest Султан Жумагали напомнил, что в марте рост уровня цен на товары и услуги составил 9,1% годовых против 9,3% – в феврале.

"Однако наблюдается увеличение цен платных услуг на 1,1% м/м, продовольственных товаров – на 0,6% м/м, а также непродовольственных – на 0,5%. Хотя индекс цен значительно снизился со своих пиковых значений, замедление инфляции происходит более медленными темпами", – подчеркнул он.

По его словам, такое воздействие оказывают проинфляционные факторы, в числе которых рост кредитования казахстанцев и повышение реальных заработных плат. Так, по данным Нацбанка, займы населению с начала года выросли на 3,37%, а на потребительские цели – почти на 4%.

"Мы предполагаем, что главный банк страны может занять выжидательную позицию и не менять ставку на предстоящем заседании после пятого снижения кряду", – прогнозируют в BCC Invest.

Вместе с тем Жумагали объяснил, что, как правило, при низкой безработице и высокой загрузке производственных мощностей смягчение денежно-кредитной политики может привести к увеличению уровня цен на товары и услуги. При этом спикер отметил, что Нацбанк отслеживает определенные тенденции во внутренней экономике и принимает решения в совокупности различных факторов.

Другого мнения придерживается главный аналитик аналитического центра АФК Рамазан Досов.

"Несмотря на четкий февральский сигнал Нацбанка о возможном сохранении базовой ставки на ее текущем уровне, баланс про- и дезинфляционных рисков в экономике складывается в пользу очередного осторожного снижения процентной ставки", – ожидает он.

В частности, эксперт выделил несколько факторов в сторону дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики.

Во-первых, это месячная инфляция, которая в марте резко замедлилась до 0,7% с февральского показателя в 1,1%. По словам Досова, это является минимальным ростом индекса потребительских цен за последние шесть месяцев, а заметное снижение месячной инфляции в прошлом месяце повышает вероятность достижения целевого значения ИПЦ на текущий год – ниже 8%.

"Во-вторых, курс нацвалюты удерживает набранное с начала года преимущество (укрепился на 1,8% с начала года) и показывает низкую волатильность. В то же время привлекательность тенговых активов сохраняется высокой, о чем можно судить по возврату интереса нерезидентов к средствам в нацвалюте (например, их вложения в ноты Нацбанка выросли с 10 до 70 млрд тенге по итогам I квартала) и продолжающейся дедолларизации депозитной базы (показатель опустился до 23,3% к началу марта). В-третьих, бюджетные параметры пока не были изменены с повышением вверх, и они могут быть пересмотрены вниз", – добавил аналитик.

Среди других аспектов – темп роста розничной торговли. Как пояснил эксперт, он снизился более чем в два раза ­– до 4,7% за январь-февраль 2024 года с показателя в 10,8% за аналогичный период прошлого года. Далее следует внешний инфляционный фон.

"Он складывается преимущественно позитивно: повышение уровня цен на товары и услуги у большинства торговых партнеров замедляется, мировые цены на продовольствие снижаются седьмой месяц подряд. Кроме того, рост экономики пока складывается существенно ниже целевого показателя в 6% (4,2% за январь-февраль)", ­– уточнил Досов.

В заключение собеседник  добавил, что по предварительным результатам апрельского опроса АФК, большинство экспертов (63% опрошенных) ожидают снижения базовой ставки до 14,25-14,5% годовых.

Напомним, Нацбанк длительное время держал базовую ставку на высоком уровне. Однако начиная с августа 2023 года финструктура стала постепенно снижать ее значение.

Источник banker.kz