Гендиректор ИИ-лаборатории OpenAI Сэм Альтман утверждает, что у него нет доли в этой компании. Впрочем, его инвестиционные ставки на Reddit, Stripe, Helion и другие стартапы сделали его миллиардером. Что еще выявило расследование Forbes USA о состоянии популяризатора искусственного интеллекта, сообщает forbes.ua.
Фото: depositphotos.com
В правильном месте в правильное время. Имеет вроде бы бесконечное количество связей. Решительный и энергичный. Именно так описывают Сэма Альтмана основатели компаний, в которые он вложил деньги. Сегодня, когда интерес к ИИ как никогда высок, у гендиректора OpenAI больше нет много времени на все стартапы, в которые он инвестирует. Но Альтман остается желанным инвестором для молодых компаний, ведь часто соглашается прийти на помощь в кризисных ситуациях.
«Сэм – это исключительный пример инвестора, умеющего правильно вкладывать деньги, но он также не боится делать смелые ставки, – считает Рид Гоффман, соучредитель LinkedIn и бывший член совета OpenAI. – Многие инвесторы боятся неудач. Они вкладываются в то, что может принести деньги и в то же время не имеет и намека на потенциальный публичный провал. Сема не смущают рискованные ставки.»
Именно умение Альтмана удачно инвестировать сделало его участником рейтинга самых богатых людей мира по версии Forbes. Интересно, что гендиректор OpenAI неоднократно настаивал, что не инвестировал в его ИИ-стартап, который сейчас оценивается более чем в $80 млрд.
Расследование Forbes состояния Альтмана показало, что в хитросплетении его активов не так-то просто разобраться. Мы просмотрели более десятка отчетов для регуляторных органов и побеседовали с рядом людей, которые знакомы с инвестициями Альтмана, чтобы как можно точнее оценить его состояние. Forbes насчитал у Альтмана $1 млрд собственного капитала.
Состояние Альтмана состоит из таких активов (то, что Forbes удалось найти):
- В $145 млн оценивается доля в фондах Hydrazine Capital и Apollo Projects, по которым он сделал некоторые свои инвестиции.
- Инвестиции в Helion (атомная энергия) and Retro Biosciences (долголетие) – это еще $555 млн.
- Недвижимость в Калифорнии и Гавайях – около $90 млн.
- Остальные – это доли в фондах Y Combinator (YC) и несколько личных небольших ставок.
Некоторые источники сообщили нам, что у Альтмана есть и другие активы. (Частную коллекцию технологических артефактов, которая, по словам Гоффмана, включает в себя реактивные двигатели и мечи Бронзового века, оценить не было возможности.)
Некоторые скептически относятся к заявлениям Альтмана о том, что у него нет личной доли в OpenAI, кроме небольшой косвенной инвестиции через фонд YC, как рассказала спикер ИИ-компании Ханна Вон.
Трудно представить, что у сооснователя и гендиректора крупной коммерческой компании нет своей доли в собственном детище, рассуждает заместитель преподавателя финансов в Йельской школе менеджмента Сонг Ма. «Это же принцип функционирования капитализма», – подчеркивает он.
Альтман отказался комментировать эту историю. Но в интервью Forbes в 2020 году он отмечал: «За свою карьеру я очень успешно развил способность находить удивительные, но до сих пор незамеченные таланты».
Опыт в Y Combinator
Миф об Альтмане, как правило, начинается в пригороде Сент-Луиса, где он научился программировать и разбирать компьютер Macintosh еще восемь лет. Поступив на факультет компьютерных наук в Стэнфорде в 2003-м, Альтман покинул его уже через два года, чтобы разрабатывать приложение обмена геоданными Loopt.
С этим проектом он попал в акселератор стартапов Y Combinator, войдя в первую группу подопечных в Кембридже вместе с основателем Reddit Алексисом Оганяном и Джастином Каном из Twitch. Альтман быстро произвел хорошее впечатление на соучредителя и президента акселератора Пола Грэма, который в 2009-м включил его в список самых интересных основателей последних 30 лет вместе со Стивом Джобсом, Ларри Пейджем и Сергеем Брином.
Даже при работе в Loopt Альтман начал инвестировать в своих коллег-предпринимателей. В 2010 году он вложил небольшие суммы в четыре компании, писал он в Reddit. В следующем году Альтман стал партнером YC и теперь мог выбирать стартапы, инвестировать в них и наставлять их учредителей. За эту работу он получал часть будущих доходов. (Грэму и другим основателям YC отходила большая часть этих доходов, принадлежавших фирме, сообщили Forbes два источника. Грэм отказался это комментировать.)
В 2012-м Альтман продал Loopt по относительно скромной цене – $43 млн, – но эта компания способствовала росту узнаваемости предпринимателя в Заливе Сан-Франциско. Часть своих доходов от продажи он вложил в $20-миллионный венчурный фонд Hydrazine Capital, запущенный в том же году.
Наставником Альтмана по этому делу стал соучредитель PayPal Питер Тиль, который тоже присоединился к этому фонду. Hydrazine вложил 75% своего капитала в компании YC по сообщению двух источников, о чем писал New Yorker в 2016 году. Тиль отказался это комментировать.
Пять из первых 40 инвестиций стоят в 100 раз больше суммы взноса, писал Альтман в 2014-м. Самой успешной инвестицией, о которой рассказал Альтман, стала платежная компания Stripe. Она была одной из ранних выпускниц YC, а Альтман выписал ей чек еще до того, как бизнес был официально зарегистрирован.
В 2014 году Грэм лично назначил Альтмана своим преемником и в течение следующих пяти лет YC расширил сферу деятельности. Новый президент добавил:
- фонд Continuity, чтобы продолжить инвестировать в выпускников YC;
- ряд программ, среди которых онлайн-курсы для потенциальных учредителей и инвесторов;
- конференция для, как Альтман сказал Forbes, поиска «будущих Илонов Масков».
Когда Альтман стал гендиректором, то уравнял выплаты старшим партнерам YC, в том числе и себе, чтобы все получали одинаковые доли от доходов инвестиций компании. Он также продолжил инвестировать самостоятельно, хотя и преимущественно в стартапы, связанные с YC. Например, Helion, который, как говорит Альтман, подтолкнул к участию в программе акселератора в 2014-м, и Superhuman. В 2015 году Альтман попал в первый список Forbes «30 до 30. Венчурный капитал».
Дополнительным проектом Альтмана стала OpenAI, некоммерческая организация, основанная в 2015-м вместе с Илоном Маском и другими. В марте 2019 года YC объявила об отставке Альтмана, а уже через три дня OpenAI сообщила о коммерческом ответвлении компании, которое сможет привлекать большие инвестиции, а его гендиректором станет Альтман.
Даже после полного перехода в OpenAI ее гендиректор не перестал инвестировать. Во время локдаунов в 2020-м Альтман объявил об Apollo Projects, новом фонде под руководством его брата Макса, а Сэм и еще один брат, Джек, выступили его советниками.
Инвестиционная стратегия Альтмана
После продажи Loopt Альтман написал следующее: «Достаточно часто можно заработать больше денег от одной лучшей ангельской инвестиции, чем от всех остальных вместе взятых».
Портфель инвестиций гендиректора OpenAI отражает эту философию: раздвоенная стратегия, заключающаяся в сочетании небольших рискованных ставок и нескольких очень концентрированных инвестиций, составляющих большую часть его состояния. Небольшая ставка может превратиться в едва ли не самую большую, как это произошло с Reddit.
В 2014 году Альтман и его фонд Hydrazine возглавили раунд инвестиций для соцсети на $50 млн, и в течение следующих лет Альтман делал небольшие инвестиции в компанию. Сегодня он и его фонд контролируют долю Reddit стоимостью $580 млн, хотя лично Альтману из этой суммы принадлежит всего 14%.
Его лучшая, по словам самого предпринимателя, инвестиция – это Stripe, которую в феврале оценили в $65 млрд. В 2020-2021 годах, когда оценка платежной компании была на пике ($95 млрд), Альтман купил себе имение на Гавайях за $43 млн и сделал ремонт в сан-францисском доме за $27 млн. Спикер OpenAI опроверг шутливые слова источников о том, что «дом в Напе построила Stripe», ведь доля Альтмана в ней неликвидна.
Самыми смелыми ставками Альтмана стали две инвестиции в экспериментальные стартапы: Helion, объявивший в 2023-м о соглашении с Microsoft о покупке ядерной энергии, и Retro Biosciences, амбициозная цель которого – добавить 10 лет к средней продолжительности жизни человека.
Альтман лично вложил $375 млн в Helion в 2021 году, когда у компании были проблемы с привлечением инвестиций, о чем он сказал Forbes. В середине 2022-го он анонимно инвестировал $180 млн в Retro, а это, если верить источнику, близкому к стартапу, по крайней мере, 90% личного капитала предпринимателя.
«По сути, я взял весь свой ликвидный капитал и вложил в эти две компании», – сказал Альтман в 2023 году.
После более чем 10 лет инвестирования фонды у Альтмана немалые. Четыре фонда под эгидой Hydrazine Capital имеют активов на общую сумму $1,7 млрд, а фонд Apollo Projects – еще на $500 млн, согласно отчетам в марте. Четверо юристов и экспертов по инвестициям считают, что большинство этих денег инвестировали другие люди, а не сам Альтман. (Представитель OpenAI заявила, что Альтман больше активно не инвестирует через эти фонды.)
Гендиректора Superhuman и Journey Colab рассказали, что каким бы занятым ни был Альтман, он всегда находит время ответить стартапам, в которые инвестирует, и при необходимости помочь.
Предприниматель вкладывает деньги для того, чтобы создать мир, гармонично сосуществующий с суперинтеллектом OpenAI, говорят знакомые и подопечные-стартаперы Альтмана. Три основателя, поддержанных Альтманом, сказали, что в таком мире он видит достаточное количество энергии и новую медицину, которая в том числе занимается долголетием.
«Он всегда рад заработать денег, но делает это для того, чтобы заложить основу экосистемы, которая максимально увеличила шансы OpenAI и генеративного искусственного интеллекта на успех», – объясняет Гоффман, знающий Альтмана более 10 лет.
Это подтверждает и сам гендиректор OpenAI в эссе 2021-го под названием «Закон Мура для всего»: «Великое будущее несложно: нам нужны технологии, чтобы создать большее богатство, и правила, чтобы честно его распределить. Все необходимое будет дешевым, и у всех будет достаточно денег, чтобы это себе позволить.»
Авторы Алекс Конрад, Фиби Лю
Источник forbes.ua