Как сообщает портал wfin.kz,пилотный проект по налоговому администрированию для таксистов уже показал результаты, данные предоставлены порталом finprom.kz.
В Астане и Алматы продолжается реализация пилотного проекта по налоговому администрированию для таксистов. Эксперимент стартовал в июле прошлого года. Комитет государственных доходов (КГД) Министерства финансов РК и сервис «Яндекс Такси» договорились, что таксисты на добровольной основе смогут легализовать свою деятельность, просто зарегистрировавшись на платформе. Руководство IT-сервиса взяло на себя обязательства регистрации ИП водителя и перечисления налога с его доходов в размере 1%. По данным КГД на конец марта 2024 года, к «пилоту» уже присоединились более 10 тыс. водителей в двух столицах.
Посмотрим, как изменились финансовые показатели в отрасли за прошлый год. По информации из отчётов Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, объём продукции (услуг) индивидуальными предпринимателями в сфере транспорта и складирования в январе–декабре прошлого года вырос сразу на 82,3%. В денежном выражении показатель составил 408,7 млрд тг. Это данные в целом по стране для всех ИП, которые оказывают транспортные услуги. Учитывая высокую суммарную долю (около 30%) пассажирооборота такси Алматы и Астаны в РК, можно предположить, что столичные таксисты оказали определённое влияние на этот финансовый рост.
Между тем официальные доходы таксистов за прошлый год, посчитанные без учёта индивидуальных предпринимателей, составили около 5,9 млрд тг (плюс 17% к 2022-му). В первом квартале текущего года рост был ещё более заметным: сразу плюс 46,5% к январю–марту 2023-го. В денежном выражении доходы превысили 2 млрд тг.
Напомним, в июле прошлого года в казахстанском законодательстве впервые были закреплено понятие платформенной занятости. В Социальном кодексе РК были прописаны понятийный аппарат этого относительно молодого вида трудового сотрудничества и основы правовых отношений работодателей и работников. Однако государственное регулирование трудовых контактов IT-компаний с сотрудниками пока не введено. Процесс включения работников так называемой гиг-экономики в систему социальных гарантий тоже пока находится на начальной стадии.
Есть поручение президента «вывести из тени» эту часть занятого населения, включить их в систему медицинского, социального, пенсионного обеспечения, налогового администрирования. Судя по данным Министерства труда и социальной защиты населения (МТСЗН) РК, уже в 2025 году будут приняты поправки в налоговый кодекс, которые позволят ввести для работников платформенной занятости специальный налоговый режим. Обсуждаемая суммарная ставка по всем видам отчислений — 4%. До нововведений осталось чуть более полугода, но, кроме «Яндекс Такси», других компаний, желающих стать налоговыми агентами для своих работников, не прибавилось. На сайте МТСЗН РК была опубликована информация о том, что ведутся переговоры с руководством платформ Wolt и Glovo, но спустя почти восемь месяцев результаты этих договорённостей до сих пор не оглашены.
По данным МТСЗН РК, потенциальная численность работников так называемой платформенной занятости в стране составляет 500 тыс. человек. Эта цифра расчётная и очень приблизительная. По статистическим отчётам БНС невозможно точно определить размер этого «серого» рынка труда. Данные о самостоятельно занятых работниках показывают, что в прошлом году их общая численность приблизилась к 2,2 млн человек, увеличившись на 3% за год. Как работающие по договорам гражданско-правового характера (ГПХ) на нескольких работодателей официально зарегистрированы всего 13,9 тыс. человек (плюс 63,5% к 2022 году). Есть также наёмные работники по ГПХ, которые трудятся на одного работодателя, их в прошлом году насчитывалось 67 тыс. человек.
В разрезе видов экономической деятельности численность самозанятых в сфере транспорта и складирования в прошлом году составила всего 266,2 тыс. человек. Из них большая часть работников (90,2%) считались продуктивно занятыми и имели доход выше прожиточного минимума. Непродуктивно занятых, с небольшим или непостоянным доходом, в категории было менее 10%. При сравнении показателей с 2022 годом можно отметить, что в сфере транспорта и складирования стало больше тех, кто относится к продуктивно занятым.
В секторе информации и связи, к которой, по методологии БНС, причислены курьеры, ситуация аналогичная. В 2023 году наибольшую долю занимали именно продуктивно занятые (96,4%). И их за прошедший период тоже стало больше. К слову, судя по опубликованным на рекрутинговой платформе Hh.kz вакансиям, зарплата курьера в крупных городах в мае 2024 года может составлять от 300 тыс. до 500 тыс. тг. Такие доходы предлагают сотрудникам доставки как раз крупные IT-платформы.
Статистика БНС по уровню доходов самозанятых (во всех сферах) свидетельствует о более скромном уровне заработков такой категории работающих. По данным за 2023 год, доля самозанятых, которые имели доход до 100 тыс. тг, составляла 44,8%. О таком уровне доходов отчитались около 980,9 тыс. человек.
От 100 тыс. до 400 тыс. тг получали 52,6% всех самозанятых, или 1,2 млн человек. Здесь важно отметить дифференциацию доходов по уровням. Самые большие по численности группы работающих получали от 100 тыс. до 150 тыс. тг (433,4 тыс. человек) и от 150 тыс. до 200 тыс. тг (316 тыс. человек). Самозанятых, которым удавалось зарабатывать более 400 тыс. тг, в стране на самом деле не так уж много — всего 2,5%, или 55,5 тыс. казахстанцев. Не исключено, что большая часть граждан в этой группе — самозанятые работодатели.
Источник wfin.kz