Развивающимся странам не хватает поддержки в торговом финансировании , сообщает forbes.kz .
Фото: Depositphotos/gyn9037
Мировая экономика начинает притормаживать. Прогнозы темпов роста ВВП и объемов торговли значительно ниже долгосрочных средних значений, поэтому одним из главных приоритетов для властей по всему миру стало оживление экономики. В их распоряжении есть один инструмент, который пока что не получил должного признания: торговое финансирование.
Не секрет, что страны, которые в течение последних десятилетий достигли устойчиво высоких темпов роста и существенного сокращения бедности, во многом обязаны своими успехами международной торговле. Но реже отмечается тот факт, что без торгового финансирования (это рабочий капитал для экспортеров и импортеров, позволяющий им уменьшить платежные риски, которые присущи международным транзакциям) международная торговля сократилась бы до размеров ручейка.
Одна из причин недостаточного внимания к торговому финансированию заключается в том, что в развитых странах это финансирование доступно и стоит недорого. Иная картина наблюдается в странах с низкими доходами, где иностранные банки не особенно жаждут работать даже в лучшие времена. А на фоне ужесточения требований регуляторов (они связаны с адекватностью размеров капитала, отмыванием денег и соблюдением санкций) привлекательность этих рынков снизилась еще сильнее.
Иными словами, доступ к торговому финансированию крайне неравномерен для разных стран и для разных видов бизнеса. Новое исследование, проведенное совместно с Международной финансовой корпорацией (МФК) и Всемирной торговой организацией (ВТО), показывает, что не более 25% торговли в странах Западной Африки и региона Меконга поддерживается торговым финансированием, в то время как в развитых странах эта цифра достигает 60–80%.
Когда компаниям в Западной Африке удается получить доступ к торговому финансированию, процентные ставки для них оказываются намного выше местных учетных ставок, несмотря на то, что финансирование торговли обычно считается операцией с низкими рисками, потому что поставляемые товары выполняют роль залога. Премия к местным ключевым процентным ставкам составляет 4–10 процентных пунктов для крупных корпораций и 7–17 п.п. для малого бизнеса, в то время как для компаний в развитых странах она равна примерно одному процентному пункту или даже меньше.
В развивающихся странах разница между спросом на торговое финансирование и предложением такого финансирования составляет примерно $2,5 трлн, согласно оценкам Азиатского банка развития. Этот дефицит достигает наибольших значений у микро-, малых и средних предприятий (сокращенно ММСП) и предприятий под управлением женщин, которые с большей вероятностью, чем мужчины, получают отказ в торговом финансировании. Сделки, которые в ином случае были бы вполне возможны, часто приходится отменять.
Устранение дефицита торгового финансирования принесет большие дивиденды мировой торговле, а также поможет странам мира создавать рабочие места, сокращать бедность, обеспечивать доступ к критически важным товарам, в том числе продовольствию и лекарствам. Согласно оценкам экономистов ВТО, расширение охвата торговым финансированием с 25 до 40% (это полностью реалистичный сценарий) увеличит среднегодовые размеры торговых потоков на 8%. Если ММСП и другие предприятия получат доступ к глобальным производственным и торговым сетям, это повысит темпы роста экономики, увеличит занятость, а мировая торговля станет более диверсифицированной, динамичной и социально инклюзивной.
Для того чтобы больше торгового финансирования получали те, кто в нем нуждается, потребуются три ключевых изменения. Во-первых, нужно сформировать более детальное понимание экосистем торгового финансирования в развивающихся странах.
Новое исследование МФК и ВТО показывает, что среди всех компаний, которые могли бы участвовать в международной торговле, лишь очень немногие пытаются получить торговое финансирование у банков. Всех остальных пугает перспектива высоких издержек и требований к залогу, равно как и предыдущий опыт отказов в кредитовании. А в ходе исследования, проведенного МФК и ВТО в 2022 году, выяснилось, что в Западной Африке лишь экспортеры и импортры со сложившейся репутацией могут получить доступ к торговому финансированию.
МФК и ВТО борются с этими проблемами, помогая банкам и ММСП в развивающихся странах распространять знания о существующих формах торгового финансирования, а также решая такие вопросы, как, например, избыточные требования к залогу и негативное восприятие кредитных рисков, с тем, чтобы больше заявок на кредитование в итоге получили одобрение. В нашем новейшем совместном докладе предлагаются выводы по итогам работы, проделанной на этом направлении в Камбодже, Лаосской Народно-Демократической Республике и Вьетнаме.
Второе необходимое изменение: увеличить поддержку торговли в странах с низкими доходами с помощью финансирования и гарантий. Во время пандемии Covid-19 программы торгового финансирования МФК дали местным банкам возможность поддержать импорт и экспорт продовольствия, лекарств и других критически важных товаров в тех странах, из которых ушли международные банки. В течение последнего финансового года корпорация МФК поддержала жизненно важные торговые потоки на $16 млрд, помогая сократить разрыв между воспринимаемыми и реальными рисками при предоставлении торгового финансирования в развивающихся странах.
Помимо собственно финансирования, временная помощь организаций, подобных МФК, может дать банкам развивающихся стран столь необходимые им ноу-хау, вселив в них уверенность при предоставлении торгового финансирования отечественным предприятиям, которые пока что обслуживаются в недостаточной мере. Расширение сотрудничества в сфере торгового финансирования поможет усилиям многосторонних банков развития и организаций, финансирующих развитие.
Третьим изменением должна стать интеграция местных производителей в глобальные производственные цепочки. Производственные цепочки обеспечивают половину всей мировой торговли и две трети всей международной торговли Камбоджи и Вьетнама. Однако на их долю приходится лишь 2% торгового финансирования, предоставляемого местными учреждениями во Вьетнаме, а в Камбодже местное финансирование торговли производственных цепочек практически отсутствует. Это означает, что, когда небольшие местные производители из стран с низким уровнем финансового обслуживания начинают международную торговлю, они оказываются под сильным финансовым давлением.
Со своей стороны, МФК уже занимается решением этой проблемы: в 2022 году корпорация запустила программу, призванную увеличить финансирование производственных цепочек с участием поставщиков из развивающихся стран. Другие организации финансирования развития и финансовые учреждения частного сектора могут и должны последовать этому примеру.
На протяжении последних десятилетий финансирование торговли и производственных цепочек незаметно способствовало колоссальному росту уровня жизни. Благодаря нескольким важным изменениям такое финансирование поможет подняться и другим странам, способствуя росту не только доходов людей, но и мировой экономики.
Авторы Нгози Оконджо-Ивеала, Махтар Диоп
Источник forbes.kz