Начался 2024 год и перспективы развития мировой экономики явно улучшаются , сообщает forbes.kz .
Экономически крупнейшие страны мира почти безболезненно пережили самый быстрый подъем процентных ставок за 40 лет без обычных в таких случаях финансовых обвалов и высокой безработицы. Государствам редко удается обуздать высокие темпы инфляции, не спровоцировав при этом рецессию. Но сегодня сценарий «мягкой посадки» выглядит более вероятным. Неудивительно, что на финансовых рынках царит праздничное настроение.
Впрочем, нужно проявлять осторожность. В новом выпуске доклада Всемирного банка «Перспективы мировой экономики» отмечается, что в большинстве стран мира (как развитых, так и развивающихся) темпы экономического роста в 2024 и 2025 годах будут ниже, чем в течение десяти лет накануне пандемии Covid-19. Как ожидается, темпы роста мировой экономики будут замедляться уже третий год подряд (до 2,4%), прежде чем повыситься до 2,7% в 2025 году. Ожидается также, что усредненные темпы роста подушевых инвестиций в 2023 и 2024 годах составят всего лишь 3,7%, что почти вдвое меньше среднего значения за два предыдущих десятилетия.
Судя по всему, 2020-е превращаются в эпоху упущенных возможностей. К концу 2024 года мы пройдем уже полпути в десятилетии, которое, как предполагалось, должно было стать преобразующим для развития: полная ликвидация крайней нищеты, искоренение основных инфекционных заболеваний, сокращение почти вдвое объемов выбросов парниковых газов. Вместо этого нас ждет впереди мрачная веха: самые низкие пятилетние темпы роста мировой экономики начиная с 1990 года, при этом подушевые доходы в четверти всех развивающихся стран мира в конце 2024 года будут ниже, чем накануне пандемии Covid-19.
Слабый рост экономики грозит помешать выполнению множества глобальных императивов и затруднить развивающимся странам привлечение инвестиций, которые им нужны для борьбы с изменением климата, улучшения систем здравоохранения и образования, решения других ключевых приоритетных задач. Беднейшие страны окажутся нагружены парализующим долговым бременем. Страдания почти каждого третьего жителя развивающихся стран, которые сегодня испытывают дефицит продовольствия, продлятся. И это будет равнозначно провалу исторических масштабов: потерянное десятилетие не просто для некоторых стран, но для всего мира.
Еще есть шанс исправить ситуацию. Как показывает наш анализ, экономические показатели большинства развивающихся стран во второй половине 2020-х годов могут оказаться, по крайней мере, не хуже, чем в десятилетие до Covid, если они сделают две вещи. Во-первых, они обязаны сосредоточить свою политику на организации инвестиционного бума, приносящего широкую пользу, то есть такого бума, который повышает темпы роста производительности, увеличивает доходы, сокращает бедность и помогает достичь множества других хороших целей. Во-вторых, они обязаны избегать такой бюджетной политики, которая обычно тормозит экономический прогресс и способствует повышению нестабильности.
Опыт развитых и развивающихся стран после Второй мировой войны показывает, что правильный комплекс решений позволяет увеличить инвестиции даже в ситуации, когда мировая экономика в целом не очень сильна. За это время страны мира сумели устроить почти 200 сильных инвестиционных бумов, которые можно определить как ситуации, когда темпы подушевых инвестиций повышались до 4% (или даже выше) и оставались на таком уровне на протяжении шести с лишним лет. Во время этих бумов резко увеличивались как государственные, так и частные инвестиции. Секретный соус? Всесторонний пакет решений, которые помогали консолидировать государственные финансы, расширить торговые и финансовые потоки, укрепить бюджетные и финансовые учреждения, улучшить инвестиционный климат для частных предприятий.
Если бы все развивающиеся страны, которые сумели организовать подобный инвестиционный бум в 2000-х и 2010-х годах, повторили свои успехи в 2020-х, тогда развивающиеся страны в целом приблизились бы на треть к реализации своего полного экономического потенциала. А если бы все развивающиеся страны сумели повторить свой лучший результат за десятилетие (совершенствуя системы здравоохранения и образования и повышая долю экономически активного населения), тогда они сумели бы пройти почти весь оставшийся путь до реализации полного экономического потенциала. Потенциальные темпы роста развивающихся стран в 2020-е годы приблизились бы к уровню 2010-х годов.
Две трети развивающихся стран, чья экономика опирается на экспорт сырья, могут воспользоваться дополнительным вариантом действий. Они могут улучшить свои показатели, просто применив принцип Гиппократа к бюджетной политике: прежде всего – не навреди. В этих странах часто наблюдаются ослабляющие экономику циклы «бум-крах» (потому что цены на сырье могут внезапно расти и падать), при этом их бюджетная политика обычно усугубляет положение.
Например, когда рост цен на сырье стимулирует рост экономики на один процентный пункт, правительства увеличивают расходы так, что темпы роста повышаются еще на 0,2 процентных пункта. И поэтому в хорошие времена бюджетная политика обычно перегревает экономику. А в плохие времена она углубляет масштабы спада. Такая «процикличность» проявляется на 30% сильнее в развивающихся странах-экспортерах сырья, чем в других развивающихся странах. Кроме того, бюджетная политика в таких странах обычно на 40% более волатильна, чем в остальных развивающихся странах.
Результатом становится хроническое торможение перспектив роста экономики. Этот тормоз можно ослабить, если среди прочего ввести бюджетные правила, которые будут дисциплинировать государственные расходы, установят систему гибких валютных курсов, будут избегать введения ограничений на международное движение капиталов. Введя такие меры одним пакетом, развивающиеся страны-экспортеры сырья могли бы увеличивать темпы роста подушевого ВВП на один процентный пункт каждые четыре-пять лет.
Пока что 2020-е годы выглядят периодом нарушенных обещаний. Правительства далеки от достижения «беспрецедентных» целей, которые они пообещали достичь к 2030 году: «повсеместная ликвидация нищеты и голода; снижение уровня неравенства внутри стран и между ними;… обеспечение долгосрочной защиты планеты и ее природных ресурсов». Тем не менее до 2030-го у нас еще есть полдесятилетия. И это достаточный срок, чтобы развивающиеся страны могли вернуться на утраченные позиции. Правительства, которые безотлагательно займутся реализацией необходимых мер, могли бы дать всем повод для праздника.
Авторы Индермит Гилл, Айхан Косе
Источник forbes.kz