Автомобиль, как транспортное средство, играет важную роль в экономии времени и повышении производительности труда. Состояние автомобильного рынка косвенно характеризует социально-экономическое развитие страны , сообщает dknews.kz .

Что ждет автомобильный рынок в Казахстане: мнение эксперта: 05 декабря  2021, 09:02 - новости на Tengrinews.kz

По данным на 1 января 2023 года в Казахстане зарегистрировано примерно 3.9 млн легковых автомобилей. За прошедшие 20 лет количество авто выросло практически в 3 раза. Кроме того, в стране можно встретить много автомашин с иностранными номерами. Основной массой этих автомобилей управляют граждане Казахстана.

В данной работе мы проанализировали автомобильный рынок, в том числе с целью выяснить причины появления автомашин иностранного учета. Тем более, что с конца января по 1 июля 2023 года проходит процесс легализации иностранных автомобилей, ввезенных на территорию Казахстана до 1 сентября 2022 года.

Основная часть зарегистрированных автомобилей выпущены более 10 лет назад, на их долю приходится свыше 70% легковых авто. Вторую по величине категорию составляют автомобили старше 7, но не более 10 лет. Это объясняется тем, что именно эта категория, в основном и пополняется через импорт и производство.

Как формировался автомобильный рынок Казахстана?

Как и во всем мире, пополнение нашего рынка автомобилей происходит за счет импорта и производства. Эти две составляющие мы рассмотрели в ретроспективе, начиная с 2005 года.

До 2010 года производство автомобилей в Казахстане имело незначительный объем в пределах 2-3 тыс. авто в год – рынок пополнялся преимущественно за счет импорта. В пиковые 2006 и 2007 года импорт составлял около 400 тыс. авто в год, в основном это были подержанные автомашины «старше 10 лет» из Германии и Японии.

В 2008 году из-за запрета на ввоз в страну автомобилей с правым рулем объем поступлений на рынок снизился. Однако предложение быстро перестроилось, и в Казахстан начали поступать поддержанные, в основном 5-7-летние, авто из США.

С 2010 года после вступления Казахстана в Таможенный союз пополнение возрастной категории «10 лет и старше» со стороны импорта прекратилось. Стало невыгодно импортировать такие автомобили из-за существенно возросших таможенных пошлин и ужесточения прочих технических регламентов. С этого периода пополнение категории автомобилей «старше 10 лет» на рынке Казахстана стало возможным в основном путем естественного старения уже присутствующих на территории страны автомобилей.

Особо можно выделить ситуацию 2014-2015 годов, когда из-за нарушения многолетнего паритета тенге/рубль (с 5.5 тенге за рубль до 2.3) было завезено большое количество автомобилей как новых, так и подержанных по относительно низкой цене из России. Официальные автосалоны в этот период также завозили автомобили из России, и реализовывали их еще в течение нескольких лет после. В связи с этим объемы официальных продаж превышали фактические объемы импорта и производства автомобилей в последующие годы.

В 2016 году после ввода платы за первичную регистрацию и утилизационный сбор стало очень дорого ввозить в страну авто старше 3 лет. С этого периода автомобильный рынок Казахстана стал наполняться в основном за счет отечественного производства или импорта новых автомобилей.

Как продажи реагируют на цены?

Очевидно, что одним из важных критериев продаж на рынке остается розничная цена автомобилей. Так, 2006-2007 годы характеризовались рекордно высокими объемами пополнения автомобильного рынка страны - примерно 400 тыс. автомобилей в год при средней цене в 3-5 тыс. долларов (по текущему курсу 1.3-2.2 млн тенге). Это примерно соответствует текущему спросу на автомобили в возрастной категории «10 лет и старше».

Далее, при цене автомобиля в 15-20 тыс. долларов (по текущему курсу 6.7-8.9 млн тенге) спрос сокращается практически в 2 раза и составляет около 150-200 тыс. единиц в год.

 

В 2016 году при росте цен пополнение внутреннего рынка существенно сократилось – импорт и производство составили 79 тыс. автомобилей в год (существенно ниже среднего уровня). При этом с этого периода цена импорта и стоимость производимых в РК автомобилей практически сравнялись: около 7.5-9.5 млн тенге (16-20 тыс. долларов).

Как обстоят дела на вторичном рынке?

Низкие объемы продаж новых автомобилей в Казахстане и высокие цены на них не позволяют в достаточном количестве удовлетворить спрос для всех категорий граждан на вторичном рынке. В этой связи более 60% сделок по купле-продаже совершаются с автомобилями, бывшими в употреблении, и с момента выпуска которых прошло более 10 лет. На рынке наблюдается дефицит качественных и недорогих автомашин, так как с 2016 года именно этот сегмент рынка перестал регулярно пополнятся за счет импорта.

На сайте с объявлениями о продаже авто единовременно выставляется примерно 170 тыс. автомобилей, из них около 65% – в возрасте более 10 лет.

Отметим, что около 20% из всех выставленных на продажу автомобилей – нерастаможенные, то есть с регистрационными номерами других стран, преимущественно стран ЕАЭС. Основная их масса приходится на авто старше 10 лет. Простая статистическая экстраполяция этих данных свидетельствует, что в Казахстане таких автомобилей около 500 тысяч. Примерно на такой же объем сократилось количество зарегистрированных автомобилей с 2014 по 2021 годы в возрастной категории «10 лет и старше».

Наибольшее количество нерастаможенных автомобилей на вторичном рынке – Toyota и Lada. Среди автомобилей 1980-2010 годов выпуска они составляют 24% и 54% соответственно. Это значит, что почти половина автомобилей Lada имеют иностранную регистрацию.

Перспективы вторичного рынка

На протяжении нескольких лет через официальные каналы продаж в основном реализуются небольшие автомобили - В и С класса по европейской классификации. Следовательно, через некоторое время рынок Б/У автомобилей страны, в основном, может состоять из небольших авто возрастом 10 лет и более, и разноплановыми автомобилями возрастом более 30 лет.

Интересные факты:

Цена 20-летней Toyota примерно соответствует стоимости нового Chevrolet.
Автомобили Mercedes-Benz и Volkswagen являются популярными на вторичном рынке и практически не приобретаются в сегменте новых автомобилей. При этом наиболее популярные модели этих марок имеют 30-летний и более возраст.
Lada занимает 2 место по объему предложений автомобилей на вторичном рынке, тогда как на первичном рынке, даже при относительно невысокой цене, существенно проигрывает продажам автомобилей других марок, которые более чем в два раза дороже, например, Toyota.

Выбытие с рынка

Как мы отмечали ранее, отечественный автомобильный рынок до 2010 года стабильно пополнялся в основном возрастными транспортными средствами, но в силу их естественного устаревания ежегодно количество зарегистрированных авто сокращалось, несмотря на ежегодное пополнение автопарка новыми машинами. Это свидетельствует о том, что выбытие из эксплуатации происходит быстрее. Так, с 2014 по 2021 годы количество автомобилей сократилось на 200 тыс. единиц, при этом на рынок за этот период поступило около 800 тыс. авто.

При этом в 2022 году количество зарегистрированных автомобилей составило 3.96 млн автомобилей, что практически равно пиковому значению 2014 года в 4.0 млн авто. Однако пополнение общего автомобильного рынка Казахстана по всем возрастным категориям все еще остается отрицательным. Таким образом, выбытие автомобилей из оборота пока еще опережает его пополнение.

Основное выбытие из эксплуатации приходится на автомобили «старше 10 лет». Эта категория сократилась с 2014 по 2021 годы на 500 тыс. единиц.

Рынок через 10 лет

Таким образом, исходя из проведенного анализа и при сохранении определенных нами трендов, через 10 лет рынок будет выглядеть следующим образом (см. инфографику).

Автор Тимур Дауранов

Источник dknews.kz