Внешние атрибуты предпринимательской жизни привлекают многих: ты сам себе начальник, управляешь своим временем, живешь насыщенной жизнью, общаешься с разными людьми, имеешь высокий доход. Именно поэтому многие выбирают путь предпринимательства. Но не все могут его преодолеть. Как понять, готовы ли вы открыть свое дело?

Мы попросили нескольких предпринимателей из разных сфер записать вопросы, которые они бы задали себе перед стартом бизнеса, и отобрали 10 самых популярных.

 

№1. Что тебе нужно от жизни?

 

«Вопрос «Что ты хочешь от этой жизни, от своего бизнеса и, конечно же, от себя?» – первый и самый главный», — уверен основатель проекта The Orator Club. Именно это и есть установка на жизнь, которая предопределяет все остальное.

 

№2. Что ты хочешь создать или изменить?

 

Любой предприниматель «перегревается», у него бывают депрессии и состояния, когда кажется, что уже ничего не нужно. У кого-то это случается раньше, у кого-то позже, но через это проходят почти все. В такие моменты иметь ответ на этот вопрос особенно важно. Это именно та цель, мотивация, которая придает силы, не дает останавливаться, даже когда очень сложно, почти беспросветно.

 

№3. Каковы твои сильные и слабые стороны?

 

«Здесь очень важно не врать себе. Следует опираться не на эмоции и ощущения, а на конкретные примеры из своей жизни, — считает Вера Александрова из компании CASE. Лучше выписать свои сильные и слабые черты и проанализировать, какие возможности дают первые, какие риски могут возникнут из-за вторых. Так можно будет увидеть всю картину».

 

№ 4. Насколько ты физически подготовлен? Как ты переносишь физическую боль? Пробовал ли ты работать по 12-14 часов в сутки? Насколько тебя хватило?

 

«Если всего на пару недель, то вряд ли ты успеешь выжить в бизнесе, — говорит Арсений Духинов, основатель компании Lifegen, которая занимается генетическими тестами. – Это обусловлено в том числе и природой, и генетикой, хотя многое зависит от воли. Попробуй проверить себя на выносливость в спорте перед тем, как стартовать Эверест бизнеса».

 

№5. Насколько ты дисциплинирован? Можешь ли ты дисциплинировать себя сам?

 

Утверительные ответы на эти вопросы предполагают, что ты умеешь планировать и ставить себе задачи. Кроме того, это зачит, что тебе не нужна внешняя мотивация, ведь никто не будет заставлять действовать, чтобы быть эффективным. Следует быть готовым сохранять энергию и целеустремленность, даже если результат может быть отрицательным.

 

№6. Есть ли у тебя поддержка? Готова ли твоя семья к финансовым трудностям?

 

«Иметь надежный тыл в лице близких и родных необходимо», — считает Рустам Хафизов, основатель компании «Санвиз». В какой-то момент даже родители могут начать сомневаться в идее и в том, что ты делаешь, но рядом должен быть человек, а лучше — группа моральной поддержки, которая будет верить в тебя. При этом они должны быть готовы к временным финансовым трудностям и твоей увлеченности работой.

 

№7. Что для тебя важнее и что волнует больше — этика или эффективность?

 

Если важнее этика, то конкуренты, клиенты, сотрудники и каждый твой контрагент пройдутся по твоей голове и утопят cash flow в твоей же морали и ответственности. «Мне пришлось уволить своего исполнительного директора, который был хорошим профессионалом просто потому, что он был моралистом и не мог уволить неэффективного сотрудника по этическим сооображениям, — рассказывает Арсений Духинов. – В малом бизнесе это недопустимо».

 

№8. Решал ли ты когда-либо проблемы «чужими руками» или ты перфекционист до мозга костей и считаешь, что «хочешь, чтобы было сделано хорошо — сделай это сам»?

 

Еще Стив Джобс говорил, что нужно нанимать тех, кто умнее тебя. Но часто эго предпринимателя не дает ему решиться на сотрудничество с теми, кто умнее или быстрее, ведь это потенциальный конкурент. Но этот путь куда сложнее и не слишком эффективен: если ты стремишься все сделать сам и по-своему, захлебнешься один в потоке разнообразных задач, утонешь.

 

№9. Есть ли у тебя надежные компаньоны? Выдерживает ли критику твой бизнес-план, твоя модель развития бизнеса?

 

«Эти вопросы жизненно важно задать себе на самом начальном этапе, если ты строишь бизнес с нуля», — считает Андрей Костюхин, генеральный директор сети магазинов «Наш фермер», эксперт Союза органического земледелия. Один в поле не воин, но к выбору партнеров нужно подходить ответственно, ведь это как вторая семья: с этими людьми придется проводить больше всего времени, работая бок о бок.

 

№10. Как ты воспринимаешь препятствия и трудности?

 

Если твоя установка «я должен всегда побеждать», то придется нелегко. Когда человек сильно вкладывается в то, что делает, и болеете за свое дело, сложно не воспринимать каждый отказ лично. Тем не менее предпринимателям приходится получать много плохих новостей. Если ты концентрируешься на отказе или сильно переживаешь, ты не только тратишь свое время, но и ничему не учишься из опыта.