После начала военного конфликта в Украине западные страны приняли ряд достаточно жёстких мер в отношении России и некоторых её крупных компаний , сообщает  forbes.kz.

Кому на самом деле принадлежит ЦБ России и кому он подчиняется? | BanksToday

В первую очередь под каток санкций попали госбанки – Сбер и ВТБ. Кроме того, российский рынок ценных бумаг был фактически отрезан от глобальной инфраструктуры. Россия в попытке нанести ответный удар перекрыла всякое движение капитала за свои пределы, из-за чего убытки зафиксировали не только компании стран Запада, но и всего мира, в том числе Казахстана.

Однако на днях в патовой ситуации, в которую попали деньги казахстанских инвесторов, появилась призрачная надежда на благоприятный исход в лице Банка России. Председатель правления «Евразийский капитал» Аскар Айткожа продолжает освещение событий из эпицентра финансово-боевых действий.

ВТБ умыл руки

Нас, таких казахстанских братьев по несчастью, несколько десятков компаний, которые когда-то купили российских бумаг примерно на $100 млн. Многие управляющие с ужасом ждут погашения облигаций, мысленно попрощались с деньгами, попутно создавая резервы.

Так получилось, что иностранцы покупали российские бумаги, как правило, через европейские депозитарии Euroclear и Clear Stream. Из-за взаимных санкций Запада и России разорваны налаженные десятилетиями международные связи на рынке ценных бумаг.

Мы безуспешно пытались достучаться несколько месяцев непосредственно до ВТБ как эмитента, в Национальный расчётный депозитарий (НРД) как регистратора бумаг и реестра их держателей. Писали и в Банк России, и даже в Евразийскую экономическую комиссию.

ВТБ кивает в сторону НРД, НРД ссылается на невозможность осуществлять какие-либо операции с Euroclear. Все действуют по протоколу и в рамках установленных правил, но инвесторам это никак не помогает вернуть принадлежащие им деньги.

На наш взгляд, ВТБ оказался абсолютно безответственным эмитентом, которого, по всей видимости, не интересует какая-либо перспектива выхода на рынки капиталов в будущем. А у инвесторов ведь длинная память. С апреля мы не можем получить купонное вознаграждение по облигациям ВТБ, которое было перечислено на счета типа «С». Установленный Банком России режим не позволяет проводить какие-либо операции по данным типам счетов для нерезидентов. Ситуация прямо как со знаменитым «невидимым» сусликом – денег не видно, но они есть.

В ВТБ объясняют ситуацию действующими правилами, и его данное положение абсолютно устраивает, никто не попытался хоть как-то вступиться за своих кредиторов. Но во всём этом кошмаре для любого инвестора появился лучик надежды – в лице Банка России.

Нас заметили

К великой гордости главного редактора Виктора Бурдина можно отметить, что за интернет-страницами казахстанского Forbes следят читатели и в Центральном банке России. Спустя несколько месяцев после возникшей коллизии между сторонами наметился робкий диалог: мы получили официальный ответ Банка России.

 

Это первое письмо, в котором нам не указали на дверь, а признали существование проблемы и необходимость её решения.

Попытка есть, и это уже хорошо. Жаль, что реальных действий, которые хоть как-то изменят ситуацию, пока нет. Нас уже четыре месяца кормят завтраками и переводят стрелки на Euroclear.

Пока же все намерения Банка России решить проблему с зарубежными инвесторами разбиваются о безразличие нижестоящих структур – НРД и ВТБ Банка.

ВТБ не перечислил купонное вознаграждение на основании решения совета директоров Банка России. В свою очередь Банку России нужно принять поправки, дающие возможность перечислять средства со счетов типа «С» на банковские счета нерезидентов, владельцев еврооблигаций. И это, на наш взгляд, очевидное и элементарное решение, которое позволит закрыть вопрос. Но почему об этом финансовому регулятору России должны указывать из Казахстана, а не ВТБ или НРД?!

Расслабляться рано

Понятно, что Банк России гипотетически заинтересован в развитии фондового рынка. Однако отношения испортились быстро, и восстановить их теперь будет очень долгой и непростой задачей.

Ответ Банка России – безусловно, позитивный знак. Ситуация уже затянулась почти на полгода и может, в теории, длиться бесконечно долго. И здесь главное не прийти к истории, когда гора родила мышь, а не то, что от неё с большой надеждой ожидали.

Автор Аскар Айткожа

Источник  forbes.kz