Над внедрением цифровых валют центральных банков работают 134 страны, на которые приходится 98% мировой экономики. Более половины из них (69 стран) находятся на финальной стадии разработки, на этапе пилотного тестирования либо запуска готовой системы. Об этом пишет Reuters со ссылкой на доклад аналитического центра «Атлантический совет» (деятельность организации признана в РФ нежелательной) , сообщает expert.ru .
Фото: imago images/IlluPics
Аналитики исследовательского центра, организованного при НАТО в 1961 г., сообщают, что на одной из продвинутых фаз по внедрению цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ) находятся все страны «Большой двадцатки», за исключением Аргентины. В организации подчеркивают усиливающееся отставание США в этой сфере.
Американские банки постепенно продвигаются в работе над «оптовым» цифровым долларом, предназначенном для использования финансовыми организациями, тогда как разработка цифрового аналога валюты США для населения «застопорилась», говорится в докладе. Об этом свидетельствуют в том числе яркие заявления официальных лиц.
«Людям не нужно беспокоиться о запуске цифровой валюты центрального банка, в ближайшее время ничего подобного не произойдет», — заявил в марте глава Федеральной резервной системы Джером Пауэлл банковскому комитету Сената. «Если бы нам когда-нибудь пришлось сделать что-то подобное, а мы еще очень далеки от того, чтобы даже думать об этом, мы бы сделали это через банковскую систему», — указал он, добавив, что «последнее, чего мы, Федеральная резервная система, хотели бы, — это иметь индивидуальные счета для всех американцев».
В Атлантическом совете обеспокоены усиливающимся разрывом между крупнейшими центробанками мира в отношении к ЦВЦБ и темпах их внедрения. В частности, отставание США грозит раздробленностью международной платежной системы. Вашингтон растеряет свое глобальное финансовое влияние, поскольку другие страны опередят его в запуске ЦВЦБ и начнут задавать в этой сфере стандарты, указывают авторы доклада.
В настоящее время в мире реализуется 36 пилотных проектов ЦВЦБ, включая цифровой китайский юань, цифровой евро и цифровую японскую иену. При этом ЦВЦБ уже запущены в трех странах — это Багамы, Нигерия и Ямайка.
В докладе Атлантического совета говорится, что темпы развития ЦВЦБ во всем мире удвоились начиная с 2022 г. на фоне усиления санкционного давления со стороны G7 в отношении России. В частности, значительно активнее стали продвигаться трансграничные проекты в этой сфере. В настоящий момент их не менее 13, включая объединение Китая, Таиланда, ОАЭ и Гонконга, которое в этом году расширится на еще 11 стран.
На продвинутой стадии разработки ЦВЦБ находятся все страны БРИКС, указывают авторы доклада. Все они станут частью глобальной «лавины» запусков цифровых нацвалют, «сход» которой в Атлантическом совете ожидают к 2027 г.
Крупнейшим пилотом ЦВЦБ в настоящий момент является китайский цифровой юань, в его тестировании участвуют 260 млн человек в 25 городах КНР.
Пилотный проект цифрового рубля стартовал в августе 2023 г., в декабре Банк России отчитался о первых результатах по цифровым транзакциям между клиентами и торгово-сервисными точками. В 2024 г. тестирование выйдет на уровень бюджетных платежей и платежей между компаниями. Завершение пилота и широкое внедрение, при котором цифровым рублем по желанию смогут пользоваться граждане и бизнес, ожидается в 2025 г. Согласно выводам экспертов из «Яков и Партнеры», суммарный экономический эффект внедрения цифрового рубля для бизнеса и банков может составить до 328 млрд руб. ежегодно.
Источник expert.ru