Ситуация, когда запрет на выезд обнаруживают прямо перед рейсом, становится все более распространенной.
Фото: Pixabay
Проблема запрета на выезд из Казахстана из-за долгов становится все более актуальной. По данным системы учета исполнительных производств министерства юстиции, на исполнении находится более 5 млн исполнительных производств общей суммой свыше 10 трлн тенге. В среднем на одно производство приходится долг более 2 млн тенге. Также, согласно данным, в системе зарегистрировано более 1,4 млн ограничений на выезд из страны, сообщает inbusiness.kz.
Часто люди узнают о запрете на выезд только на пограничном контроле — уже перед посадкой на самолет. Это портит планы на отдых и может привести к серьезным финансовым потерям, особенно если поездка была оплачена заранее. Особенно тяжело, когда за границу собирается вся семья, включая детей.
Почему вводят запрет на выезд и как его избежать
Главная причина — долги, часто по мелким суммам, о которых человек даже не подозревает. Иногда запрет оказывается ошибкой из-за технических сбоев в работе государственных систем.
Председатель корпоративного фонда "Туристік Қамқор" Инна Рей отмечает, что такая практика нарушает конституционное право граждан на свободное передвижение. По ее мнению, запрет должен вводиться только по решению суда и только при серьезных нарушениях или крупных задолженностях.
В маслихате, по ее словам, обсуждается идея установить минимальный порог долга для запрета на выезд — около 7 млн тенге. Хотя, судя по цифрам министерства юстиции, предлагаемый порог явно завышен. Впрочем, также рассматривается возможность оплаты долга прямо в аэропорту — технически это возможно и помогло бы избежать многих проблем.
Главная рекомендация — проверять наличие запрета заранее. Это можно сделать через порталы Egov и банковские приложения. Некоторые из них даже позволяют оплатить задолженность, но нужно учитывать, что снятие ограничения занимает время, а самолет не ждет.
Что делать, если вас не пустили на рейс?
Стоит помнить, что компенсаций за потерянные путевки или билеты ждать не стоит: ответственность за действия пограничников и таможенников законодательство не возлагает на туроператоров или авиакомпании, отмечают в фонде.
В фонде "Туристік Қамқор" советуют следовать следующему алгоритму:
- Сохранять спокойствие — решить вопрос на месте почти невозможно.
- Позволить членам семьи, которые могут, продолжить поездку — так можно минимизировать финансовые потери.
- Оплатить задолженность.
- Обратиться в авиакомпанию или турфирму за новыми билетами.
В случае с авиабилетами, если вы не воспользовались вылетом по билету "туда-обратно", он, как правило, полностью аннулируется в обе стороны. Важный совет: если вы летите регулярным рейсом, покупайте билеты туда и обратно раздельно. Таким образом, если вы не сможете вылететь, у вас сохранится хотя бы обратный билет, и вы потеряете только стоимость одной части перелета.
На сегодняшний день законодательство РК не предусматривает особой защиты туриста в подобных ситуациях. Вся ответственность ложится на самого путешественника. Судебных прецедентов по таким фактам практически нет, так как без изменений в законодательстве сложно добиться положительного решения.
По словам председателя корпоративного фонда "Туристік Қамқор", опытные туристические компании, осознавая остроту проблемы, часто проявляют инициативу и помогают туристам проверить наличие запрета на выезд. Это не их юридическая обязанность, но является хорошей практикой, помогающей избежать неприятностей. В фонд часто обращаются казахстанцы с подобными случаями.
"Недавно мы видели, что семью с маленьким ребенком не пропускали, потому что его не было в системе. Потом оказалось, что из одной системы "Беркут" данные переносили в другую, сделали это некорректно и просто их потеряли. Никто за это ответственности не понес. Вот такое беззаконие и бесправие, попирание прав человека можно наблюдать", – рассказала глава фонда.
Инна Рей подчеркивает: проблему нужно решать на государственном уровне — с четкими критериями для запрета, возможностью оперативной оплаты долгов и усилением ответственности за технические ошибки. Без этого миллионы казахстанцев рискуют быть ограничены в праве на свободное передвижение.
К сожалению, бюро национальной статистики засекретило и перестало публиковать данные КНБ о поездках казахстанцев за рубеж. Редакция обратилась с запросом в Пограничную службу КНБ Казахстана, которая ведет учет пересечений госграницы, но на момент написания материала ответ не получен.
Автор Индира Кусаинова
Источник inbusiness.kz