Кредитная история – официальный документ, ошибки в котором могут привести к проблемам. Казахстанцам стоит регулярно ее проверять, и сделать это можно в режиме онлайн.

Заполнение данных банковской карты

Иллюстративное фото: freepik.com / rawpixel.com

У каждого казахстанца, кто хоть раз брал заем, есть кредитная история. Это официальный документ, в котором хранится информация о всех займах, которые человек когда-либо брал, а также о том, возвращал ли он их своевременно и не допускал ли просрочек.

В связи с этим казахстанцам следует держать свою кредитную историю на контроле. Как напомнили в Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка, каждый гражданин имеет право бесплатно получить свой персональный кредитный отчет один раз в год. Повторно запрашивать можно, но только платно.

Получить персональный кредитный отчет можно разными способами:

  • через сайт или приложение Первого кредитного бюро;
  • через портал "Электронного правительства";
  • через Государственное кредитное бюро;
  • в отделениях "Казпочты", в Центре обслуживания населения или в офисе Первого кредитного бюро.

Если окажется, что в отчете есть недостоверные данные, например запись о просрочке по уже погашенному займу или полностью выплаченному кредиту, то сразу же нужно обратиться в банк или в микрофинансовую организацию (МФО), где он был оформлен – они должны исправить ошибку.

Оспорить недостоверную информацию можно бесплатно через сервис "Оспаривание информации в кредитной истории", который доступен на сайте "Электронного правительства", в приложении eGov Mobile, на медиа-портале FinGramota и на официальном сайте Первого кредитного бюро.

Перед заявлением нужно получить актуальный кредитный отчет, а также указать свой ИИН, номер телефона и приложить документы, доказывающие наличие ошибки.

Это важно, нельзя оставлять ошибки в кредитной истории. Дело в том, что по ней банки и МФО оценивают платежеспособность заемщика и на ее основе принимают решение – выдать кредит или нет. Чем лучше кредитная история, тем выше шанс получить заем на выгодных условиях. Если есть ошибки, банк может просто отказать в выдаче займа, будь то ипотека или просто покупка смартфона.

Также казахстанцы могут подключить услугу "Контроль кредитной истории", которая позволит получать уведомления при появлении новых займов, просрочек, изменений задолженности и других событиях.

Кроме того, граждане могут заранее защититься от появления любых займов с помощью добровольного отказа от кредитов. О том, зачем нужен такой сервис и как им воспользоваться, мы подробно рассказывали здесь.

Автор Илья Манаев

Источник nur.kz