На фоне ускорения экономической активности (до 5,8% с показателя в 3,9% годом ранее) и более слабого курса тенге совокупные налоговые поступления по итогам первого квартала 2025 года  составив 5,8 трлн тенге. Об этом говорится в отчёте Аналитического центра Ассоциации финансов Казахстана (АФК),сообщает prodengi.kz.

Однако в разрезе отдельных сегментов динамика неоднородна. Поступления налогов значительно упали в Национальный фонд (-47% или 547 млрд тенге), но увеличились в местные бюджеты (+16% или 292 млрд тенге) и республиканский бюджет (+20% или 520 млрд тенге), что выровняло общие сборы. 

В НФ отмечается снижение всех видов налогов, основной удельный вес в падении занимают НДПИ (-85 млрд тенге) и КПН (-378 млрд тенге) на фоне более низких средних цен на нефть (1Q25: 74,8 vs 1Q24: 81,8). Таким образом, исполнение годового плана по налоговым сборам в НФ упало до 13% с показателя в 25% в аналогичном периоде прошлого года. 

Несмотря на значительное ускорение экономической активности (+5,8% г/г), доходная база на отдельных уровнях бюджета оказалась под сильным давлением. Существенное сокращение налоговых поступлений в Нацфонд (-47%) ещё до эскалации торговых войн может привести к заметному падению размера его активов в текущем году (за 1 кв. поступило всего 622 млрд тенге при плановых изъятиях на текущий год в 5,25 трлн тенге) и усиливает риск исчерпания значительной части его активов в среднесрочной перспективе. Отметим, что средняя цена Brent в апреле снизилась ещё на 6,7% (до 66,5 долларов за баррель). 

На расходной стороне бюджет сталкивается с дальнейшим ростом расходов на обслуживание и погашение долга (эти расходы в РБ растут почти в четыре раза быстрее общих расходов: выросли на 16,2%, до 1,9 трлн тенге). 

«В таких условиях критически важно сохранить приверженность бюджетным правилам (ориентир для расходов: не более 8% в год, т.е. не превышая среднее значение ВВП за 10 лет в 3%, с учетом цели по инфляции в 5%), наращивать эффективность текущих затрат, проводить активную работу по диверсификации доходной базы через дальнейшее сокращение теневой экономики, обеспечить качественное управление госактивами и обязательствами, ускорить приватизацию отдельных привлекательных для инвесторов госактивов. Это позволит снизить фискальные риски и создать условия для более сбалансированного и устойчивого экономического роста на среднесрочном горизонте», - заключили в АФК.

Источник prodengi.kz