Малоизвестные факты из истории создания национальной валюты рассказывает один из авторов дизайна тенге Мендыбай Алин  , сообщает forbes.kz .

15 ноября — День национальной валюты Казахстана. Как всё начиналось —  Новости Шымкента

Почему на первых казахстанских деньгах не изобразили батыров, был ли плагиат в дизайне тенге и за что банкноты получали «денежного Оскара»? В ответах на вопросы помогает разобраться художник Мендыбай Алин.

Начиная разговор, Мендыбай Койшибаевич сразу же называет имя своего коллеги — Агимсалы Дузельханова, известного художника-иллюстратора, лауреата многих международных конкурсов. Алин и Дузельханов вместе учились в Алматинском художественном училище, где, по словам Алина, «были великолепные преподаватели, эвакуированные во время войны из Москвы и Ленинграда и оставшиеся в Алматы». Потом, в 1990-е, художники вместе начинали бизнес - выпускали детскую художественную литературу. В этом деле Алину пригодилось полиграфическое образование и опыт работы в издательствах.

Наша продукция - сказки, легенды, мифы народов Востока: Алдар-Косе, Ходжа Насреддин, Жиренше - имела большой успех. Мы печатали детские книжки, плакаты, постеры. Хоть мы и продавали наши книжки почти за копейки, но тиражи были гигантские, и мы неплохо зарабатывали, - говорит он.

Как вспоминает Алин, они с Дузельхановым предполагали, что будет конкурс на дизайн банкнот и заранее готовили эскизы. К сожалению, они не сохранились.

Была ещё идея делать казахские рубли или сомы — наверное, тогда были попытки остаться в рублевой зоне. Как-то Даулет Сембаев (в 1991-1992 — вице-премьер РК, в 1993-1996 — глава Нацбанка – F) на одном из наших обсуждений попросил меня сделать эскизы. Дали пять дней, я сделал и передал акварельные наброски, потом их мне вернули. Но они не сохранились, - сожалеет художник.

После того как стало ясно, что в стране будет своя валюта, началась работа над дизайном. Мендыбай Алин и другие члены группы много раз рассказывали, как их изолировали в частном доме в Алматы, приставив полицейских для охраны.

Мы назвали место и сам проект «Форос» - вспоминая, как [в августе 1991 года] Михаила Горбачева (президента СССР – F) захватили и держали в Форосе (на правительственной даче в крымском поселке Форос - F), - улыбается собеседник.

Работали художники в обстановке строгой секретности, не имея возможности открыто проконсультироваться с учеными-историками и этнографами — говорить, что они рисуют новые банкноты, было нельзя.

Мы настаивали, чтобы на банкнотах были портреты, потому что хотели, чтобы о наших предках, исторических личностях, узнали в мире. Конечно, неформально советовались с учеными, писателями, историками, не озвучивая, чем занимаемся, но материал был очень ограничен - только личная библиотека и багаж знаний, накопленный в жизни. Я в основном изучал книги издательства «Наука» по истории кочевников, - признается художник.

Мендыбай Алин уже рассказывал, что он предлагал поместить на деньги портрет вождя гуннов Аттилы, но его идея не нашла отклика. Также не «прошли» основатели движения «Алаш» – Миржакип Дулатов, Алихан Букейханов, видный политический деятель Турар Рыскулов, великие поэты, писатели.

Началась «казахская болезнь» – трайбализм, выяснение, кто более великий, - разводит руками дизайнер. – «Атаковали» даже аль-Фараби. Да и потом, вы помните, критиковали и Суюнбая, и Чокана Валиханова, и ханов. Каждому персонажу перебирали кости.

Трудность была и том, что не было изображений тех личностей, которых в итоге выбрали. От автора портретов Агимсалы Дузельханова потребовалось много усилий для их создания.

Кроме того, один из вариантов был чисто орнаментальный, другой - пейзажи казахских земель. Третий - исторические памятники страны, начиная от мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи и т.д. Четвертый – поэты и писатели. Пятый - деятели культуры, шестой – герои-батыры, - перечисляет собеседник. – У нас был список от Аттилы до Назарбаева. Нурсултан Абишевич отказался, но мы все же сделали вариант и с его портретом, он есть в наших эскизах.

Портрет первого президента появился на банкноте номиналом 10000 тенге, посвященной 25-летию независимости РК, 2016 год.

 Портрет первого президента появился на банкноте номиналом 10000 тенге, посвященной 25-летию независимости РК, 2016 год.

В «Форос» один за другим приезжали высокопоставленные чиновники, каждый со своими идеями: предлагали портреты даже географа Петра Семенова-Тян-Шанского и губернатора Семиречья Герасима Колпаковского. Только когда всем процессом начал заниматься Нацбанк, художники смогли работать спокойно.

Как известно, первые банкноты: и тиыны от 1 до 50, и тенге – от 1 до 100 печатали в Британии, на фабрике Harrison & Sons. Как подчеркивает Мендыбай Койшибаевич, этот этап связан с тогдашним зампредседателя Нацбанка Мирсултаном Турсуновым – «самая тяжелая, техническая часть работы была выполнена именно этим человеком».

«Че Гевара из Тургая» - я так его называл, - шутит Алин. - Я думаю, благодаря ему и его команде и состоялся ввод национальной валюты РК. Он с «калашом» на плече лично привёз все банкноты из Британии в хранилища Тараза и Алматы. Мы летали через Россию, с посадкой на дозаправку в Самаре. Турсунов выходил из самолета, приносил нам еду – как сейчас помню котлеты и почти черные макароны из местной столовой.

Следующий этап работы начался внезапно – январской ночью 1994 года.

С сиреной и мигалками в микрорайон Алмагуль подъехала машина, разбудив весь район, и остановилась у нашего подъезда. С топотом люди поднялись ко мне в квартиру. Это был Мирсултан Турсунов с охраной, он сказал мне: «Собирайся». Я спрашиваю - что случилось? «Поехали, - говорит, - потом объясню». Домашние перепугались. По дороге он сказал, что нужно лететь в Лондон, чтобы продолжить работу по дизайну, - вспоминает рассказчик. – Так я оказался в аэропорту и улетел на грузовом самолете. Борт был - пустая холодная труба с кучей грязных матрацев.

Этот этап Мендыбай Алин называет «этапом аль-Фараби»: именно он занимался дизайном банкнот с 200-тенговой по 10000 тенге, где был портрет этого средневекового ученого.

Я горжусь вкладом, который мы внесли своим трудом. И аль-Фараби, как я вижу, вовремя «вернулся» к нам, нашему народу, чтобы поддержать родину в её новом возрождении, как старший брат из глубоких веков, - образно выразился он.

 

Еще один предмет гордости для дизайнеров первых тенге – это техника работы:

- В дизайне тенге все на 100% оригинально: мы люди эпохи, когда все делалось вручную. Первая серия выполнена вручную акварелью и гуашью, даже гравировки портретов сделаны вручную - в этом их уникальность.

Алин также уверен и в уникальности дизайна банкнот следующих выпусков. Так, на вопрос о скандале 2017 года – тогда сразу два фотографа опознали на новых банкнотах в 500 тенге свои работы с взлетающими чайками – он отвечает: «Это была просто атака конкурентов».

Купюра 500 тенге 2017 года.

 Купюра 500 тенге 2017 года.

- Чайки были выгравированы на металле мною еще в 1980-х годах, когда я работал в издательстве «Жазушы». Мне нравились мотивы моря и чаек. И, работая над дизайном пятисот тенге в 2006 году, я их использовал, - сказал он.

Купюра 500 тенге 2006 года.

Купюра 500 тенге 2006 года.

Еще один неоднозначный момент – изображение ладони, появившиеся на банкнотах 2000, 5000 и 10000 тенге выпуска 2006 года. Казахстанцы спорили, чья эта рука, что она означает и т.д.

- Этот знак появился в эпоху суфизма и больше всего имел распространение на западе, юге и в центре казахских земель, - считает Мендыбай Алин. – Было изучено много исторических материалов, но в основе нашей идеи были ясные и простые вещи: честность, доверие, отсутствие плохих намерений. Эта рука – знак добра и открытости, лучших свойств казахского народа, которые наши предки смогли сохранить и донести до сегодняшних дней.

10000 тенге образца 2006 года.

10000 тенге образца 2006 года.

Казахстанские банкноты получили высокую оценку специалистов, четырежды удостаивались наград двух международных организаций. Первая - Международное банкнотное общество (International Bank Note Society), созданное в 1961 году. Объединяет около 2000 членов из более чем 90 стран. С 2004 года выбирает лучшую банкноту. В 2006 году банкнота в 10 тысяч тенге новой серии «Байтерек» попала в «шорт-лист» из 15 номинантов и была отмечена наряду со 100 долларами Соломоновых островов. Победителем тогда стала тысячефранковая банкнота, выпущенная центральным банком Коморских островов. Зато с 2011 года в течение трех лет подряд 10-тысячная и 5-тысячная банкноты тенге серии «Самрук» и памятная банкнота 1000 тенге «Культегин» признавались лучшими банкнотами года.

Также Международная ассоциация по валютным делам (International Association of Currency Affairs), объединяющая центральные банки, производителей банкнот и монет, печатные издания, отметила наградой купюру в 10 000 тенге серии «Байтерек» с использованием новаторского элемента защиты «Оптикс» (прозрачного «окна»), разработанного De La Rue - британской компанией, одним из крупнейших в мире производителей ценных бумаг и поставщиков решений для идентификации личности и защиты документов.

- Я рад, что имел к этому прямое отношение, как и коллеги, которых стараюсь не забывать, - отмечает в конце разговора Мендыбай Алин.

Forbes.kz благодарит за помощь в подготовке материала экс-председателя Национального банка Анвара Сайденова.

Автор Татьяна Панченко

Источник forbes.kz