Хотя диверсификация – как инструмент – вновь отстояла звание лидера в 2025 году, в устоявшихся представлениях о распределении активов произошёл необратимый сдвиг. Из-за этого многие инвесторы задаются вопросом, что именно сегодня можно считать надёжной инвестицией,сообщает finversia.ru.

Новый мировой порядок меняется, как и концепция «тихих гаваней» для инвесторов

Фото: Bing Image Creator

Как пишет Олли Смит, старший редактор журнала Morningstar UK, инвесторы вновь рассматривают в качестве «тихой гавани» казначейские облигации США и доллар. Эти активы хорошо показали себя во время предыдущих кризисов.

– Но что будет в этот раз? В этот раз всё будет по-другому, – задается вопросом Смит.

Золото. И обычное и «цифровое»

В США в марте и апреле акции пострадали, поскольку неопределённость в отношении влияния тарифов на экономику США и её крупнейшие компании потрясла рынки по всему миру и положила начало новой эпохе непредсказуемости.

– На данный момент вы, естественно, ожидаете, что казначейские облигации США будут выглядеть привлекательно, но распродажа показала, что инвесторы пересматривают вопрос о том, насколько безопасен государственный долг США, – предупреждает Олли Смит.

Это явление также наблюдалось в Германии в марте, когда рынки облигаций распродавались после того, как правительство отменило так называемый «долговой тормоз» – шаг, предпринятый для финансирования проектов по перевооружению на фоне очевидного отказа США от поддержки НАТО. Политический кризис в стране с тех пор добавил премию за риск к тому, что считается эталонной ценной бумагой еврозоны: доходность 10-летних немецких облигаций составляет 2,6%, что на 13 базисных пунктов больше, чем месяц назад.

Золото, традиционное «убежище», засияло в этой среде, достигнув рекордных максимумов. И после многих лет колебаний настроений регулирующих органов – не говоря уже о нескольких скандалах – биткоин тоже взлетел – более чем на 10% с начала года в долларовом выражении, поскольку инвесторы ищут «цифровое золото» в качестве альтернативы драгоценному металлу. Биткоину также удалось вырасти в «дни без риска» в начале апреля.

Слабость доллара с начала торговых войн Трампа поставила под сомнение неприкосновенность доллара США и его роль мировой резервной валюты. Хотя доллар США является мировой резервной валютой с 1940-х годов, а правительства по всему миру накапливают долларовые резервы, в первую очередь для международных транзакций, его роль в качестве основной валюты уже не так очевидна.

Инвесторы поддержали японскую иену, швейцарский франк и евро, курс которых к доллару США с января вырос примерно на 11%.

– Инвесторы ставят под сомнение роль доллара США в мире после введения тарифов, поскольку в этом году он с трудом выполнял защитную функцию, – объясняет Марк Прескетт, старший портфельный менеджер Morningstar Wealth.

По мнению менеджера, одна из ключевых проблем, с которой сегодня сталкивается доллар США, заключается в том, что он остаётся дорогим по паритету покупательной способности. Такая оценка отражает доминирование американского рынка акций и облигаций за последнее десятилетие или около того и контрастирует с началом мирового финансового кризиса, когда доллар был дешёвым в глазах многих инвесторов. Некоторые инвесторы убеждены, что это всегда было частью плана Дональда Трампа.

Планировал ли Трамп ослабление доллара США?

– Поскольку ключевой целью администрации Трампа является возвращение производства на территорию США, ослабление доллара может иметь решающее значение для достижения этих целей, – уверен Прескетт.

С ним согласен и Джейми Констебл, главный рыночный стратег Singer Capital Markets.

Аналитик напомнил, что Трамп с самого начала говорил, что хочет видеть слабый доллар. Всё это может быть частью его плана – если, конечно, за его действиями стоит какой-то план, а это всегда большой вопрос.

Речь идёт не только о долларе США. Облигации, в частности казначейские облигации США, сейчас находятся под пристальным вниманием инвесторов, которые пересматривают стоимость обслуживания американского долга.

Другие правительства, по-видимому, тоже затронуты этими вопросами, но рост доходности казначейских облигаций очевиден – начиная с 2022 года.

– Недавняя динамика доходности облигаций свидетельствует о переходе от поиска безопасных активов в США к переоценке казначейских облигаций и доллара США как наиболее надёжных убежищ, – говорит Моника Дефенд, глава инвестиционного института Amundi.

По словам Дефенд, пока рано ставить под сомнение доверие к активам США, однако любой вызов независимости ФРС и неопределённость в политике могут подорвать доверие инвесторов. В частности, именно данные риски привели к недавнему расхождению между доходностью гособлигаций США и долларом.

– Что касается фиксированного дохода, то мы наблюдаем значительные колебания на рынках государственных облигаций, поскольку инвесторы колеблются между прогнозами рецессии и инфляции, – добавил Прескетт.

По его словам, неопределённость в торговле затрудняет открытие значительных позиций, тем не менее, доходность сегодня выглядит привлекательной, а значит, государственные облигации могут стать «тихой гаванью», если рецессия всё-таки случится.

Из-за отсутствия ясности инвесторы были вынуждены пересмотреть своё отношение к акциям с точки зрения компаний, которые демонстрируют наилучшие защитные качества. В Европе некоторые отрасли продемонстрировали более убедительный рост. К ним относятся технологические, потребительские циклические и энергетические компании.

– Мы рассматриваем позиционирование акций и отраслевых секторов как надежный способ защиты от волатильности, – говорит Прескетт.

Некоторые отрасли, такие как коммунальное хозяйство и потребительский сектор, гораздо менее чувствительны к глобальной торговле из-за локализованных цепочек поставок, в то время как другие отрасли, такие как информационные технологии или промышленность, сильно зависят от компонентов и деталей, производимых за рубежом.

Если углубиться в отраслевую классификацию, то в этом году зафиксированы серьёзные потери в таких отраслях, как автомобилестроение и производство автозапчастей, где представлены такие компании, как Tesla, GM и Ford, а также в производстве одежды и аксессуаров, где представлен обувной гигант Nike. Обе отрасли были одними из главных бенефициаров глобализации.

Автор Федор Чайка

Источник finversia.ru