Геополитические раздоры и рост и без того гигантского государственного долга США приведут к тому, что в будущем роль доллара существенно снизится, пишет Asia Times. В то же время экономическое влияние стран БРИКС неуклонно крепнет, а золото вновь можно рассматривать как универсальную резервную валюту , сообщает inosmi.ru.
Фото: pexels.com
Когда в феврале 2022 года Россия начала свою специальную военную операцию на Украине, Министерство финансов США ввело против нее масштабные санкции, чтобы, как это тогда объяснили, привлечь к "ответственности за преднамеренное и неспровоцированное вторжение".
Цель заключалась в том, чтобы помешать России "поддержать ее быстро обесценивающуюся валюту путем ограничения доступа к резервам, которые Россия может попытаться обменять, чтобы укрепить рубль". Другими словами, Россия лишилась возможности продавать достаточное количество американских долларов на валютном рынке, чтобы скупать российскую валюту и укреплять ее стоимость.
Министр финансов США Джанет Йеллен назвала это "беспрецедентным шагом", который должен был "значительно ограничить способность России использовать активы для финансирования своей дестабилизирующей деятельности".
Замораживание долларовых активов суверенной страны (в данном случае России) является событием, которое неизбежно влечет за собой серьезные последствия. Этот шаг может ускорить процесс отказа от использования доллара для торговли или инвестиций теми странами, чьи геополитические интересы расходятся с интересами Соединенных Штатов, — в частности Китаем или государствами Персидского залива.
В настоящее время правительства нескольких незападных стран уже изучают способы снижения своей зависимости от доллара. Теперь доля юаня в торговых расчетах России с третьими странами за исключением Китая выросла до 25%, а ее двусторонняя торговля с Китаем почти полностью осуществляется в национальных валютах.
В марте 2023 года Китай впервые осуществил оплату газа из ОАЭ в собственной валюте, а не в долларах. Затем, в ноябре, Китай и Саудовская Аравия подписали соглашение о свопе в национальных валютах, сославшись на желание расширить их использование.
Есть и другие тревожные признаки, не сулящие доллару ничего хорошего. Хотя валютные резервы центробанков стабильно росли из года в год на протяжении более чем 20 лет, в четвертом квартале 2022 года доля резервов, хранящихся в долларах, достигла самого низкого показателя.
И это вовсе не случайная аномалия. Это кульминация давней негативной тенденции: в начале 2000-х годов доля доллара в валютных резервах центробанков превышала 70%, а к настоящему моменту она упала ниже отметки 60%.
Хотя падение не выглядит очень резким, все же оно существенно. Оно указывает на негативную тенденцию, которая является следствием целого ряда событий, как экономических, так и геополитических.
Соединенные Штаты остаются позади?
Доля американской экономики в мировом производстве падает, поскольку развивающиеся страны, в первую очередь Китай, продолжают обгонять Соединенные Штаты и их западных партнеров.
Китай, крупнейший экономический конкурент Америки, в настоящее время является основным торговым партнером более чем 120 стран, а объемы его экспорта превышают 3,6 триллиона долларов. Вполне возможно, скоро Соединенные Штаты останутся позади в гонке за доминирование в мировой торговле.
За последние 20 лет доля Китая в мировой экономике увеличилась более чем вдвое — с 8,9% до 18,5%, в то время как доля Соединенных Штатов уменьшилась с 20,1% до 15,5% по показателям паритета покупательной способности (термин, обозначающий соотношение цен на одинаковый набор товаров и услуг в разных валютах).
В прошлом году страны БРИКС (такие быстрорастущие развивающиеся экономики, как Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) обогнали страны "Большой семерки" (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония и Германия) по своим показателям доли в мировом ВВП по паритету покупательной способности.
По мере того, как в БРИКС будет вступать все больше стран, экономическое влияние группы продолжит расти.
Тем временем доля американской экономики в мировом ВВП падает, а госдолг США каждый год бьет новые рекорды, поскольку страна выпускает все больше казначейских билетов, банкнот и облигаций, чтобы финансировать текущие государственные расходы. Госдолг США превышает 33 триллиона долларов — это 123% годового объема производства страны. Из-за инфляционных шоков, сопровождающихся повышением процентных ставок, обслуживание этого долга очень дорого обходится американским налогоплательщикам, что неоднократно угрожало дефолтом по госдолгу за последние несколько лет.
Нет никаких сомнений, что доллар по-прежнему господствует на мировых рынках, ведь на него приходится большая часть расчетов в международной торговле. Его доля на валютном рынке просто колоссальна и составляет 88% транзакций, и центробанки до сих пор широко используют его в качестве "резервной валюты", чтобы иметь возможность оплачивать импорт своих стран и поддерживать стоимость собственных валют.
Но после окончания Второй мировой войны центральному месту доллара были рады далеко не все и не всегда. В первую очередь это относится к врагам Соединенных Штатов, но и их друзья порой демонстрировали такое же отношение. Валери Жискар д’Эстен, 20-й президент Франции и министр финансов, занимавший эту должность в 1960-х годах, назвал резервный статус доллара "непомерной привилегией" Соединенных Штатов.
Вероятно, он имел в виду, что спрос на активы США со стороны других государств был настолько высок, что Америка могла легко брать займы на выгодных условиях для финансирования своего дефицита текущего счета, — в то время как другим странам эта привилегия была недоступна.
Из-за текущих глобальных геополитических и экономических сдвигов эта "непомерная привилегия" может оказаться под угрозой. Отказ партнеров России по БРИКС и многих стран-членов ООН ввести против санкции против Москвы служит свидетельством тех ограничений, с которыми сталкивается Запад в попытках использовать свои инструменты геополитического влияния.
Между тем Китай, будучи крупнейшим в мире экспортером, и Россия, будучи одной из самых богатых стран по количеству энергетических ресурсов, накопили огромные запасы золота, которые частично могут заменить доллар. Кроме того, Россия и Китай стремятся сотрудничать с другими странами, в том числе с государствами Персидского залива, чтобы уменьшить зависимость от доллара.
Альтернативные валюты
Убедить незападные страны использовать альтернативные валюты — будь то китайский юань или валюта какой-то из стран БРИКС — вероятно, станет проще теперь, когда Казначейство США заморозило российские активы. И перемены могут ускориться, если Соединенные Штаты решат конфисковать замороженные активы Кремля.
Становится все более очевидным, что по мере того, как незападные государства все громче заявляют о себе на мировой экономической арене, геополитические разногласия с Западом будут провоцировать дополнительные трения. В результате в дальнейшем роль доллара практически наверняка станет более незначительной, чем когда-либо со времен Второй мировой войны.
Автор Александрос Мандиларас
Источник inosmi.ru