В России появится единая информационная система для медицинских заключений, необходимых для получения водительских прав. При этом государственные и коммерческие клиники должны будут информировать ГИБДД о заболеваниях, которые могут препятствовать управлению транспортными средствами. Удостоверения таких автовладельцев будут сразу приостанавливать. Соответствующие поправки к закону «О безопасности дорожного движения» разработало МВД России. Эксперты признают пользу электронного документооборота, но указывают на риски такого подхода – возможные ошибки в системе, при которых лишать прав будут однофамильцев, а также вероятность утечки персональных данных.
Действующий закон обязывает водителей проходить медицинское освидетельствование раз в 10 лет. Если выяснится, что у человека есть заболевание из специального перечня противопоказаний или ограничений к управлению транспортным средством, права ему не продлят. К таким заболеваниям относятся, например, психические расстройства, эпилепсия, отсутствие конечностей, серьезные проблемы со зрением или употребление психоактивных веществ.
Если недуг развился между медосмотрами, в ГИБДД об этом не узнают, и человек будет продолжать водить машину до истечения срока действия водительского удостоверения и следующей проверки.
Такая ситуация создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан, считают авторы законопроекта. За последние 3,5 года подразделения Госавтоинспекции заменили более 96,2 тыс. удостоверений водителям, приобретшим заболевания из перечня, и аннулировали более 16,2 тыс.
Следовательно, необходимо укрепить межведомственное информационное взаимодействие между Минздравом и МВД, чтобы оперативно передавать в систему медицинские данные о водителях.
Мгновенное информирование
Предлагается, чтобы все медучреждения действовали по новому порядку. Если при проведении любого медосмотра, освидетельствования, диспансеризации или при оказании водителю медицинской помощи у него обнаружится заболевание из перечня, информацию нужно тут же передать в ГИБДД с помощью федерального реестра, который будет вестись в ЕГИСЗ – Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения. Сама система уже работает, но медучреждения к ней пока не подключены, предполагается, что это случится до 1 марта 2022 года.
Водитель, у которого выявили заболевание, направляется на дообследование и лечение к профильному специалисту, а его права на время приостанавливаются. Если обязательное внеочередное медосвидетельствование покажет, что водитель вылечился (например, скорректировал зрение или достиг устойчивой ремиссии), ему выдается новое медицинское заключение, которое размещается в реестре, а ГИБДД на его основании восстанавливает права.
Медицинские заключения будут формироваться в электронном виде и подписываться профильным врачом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Срок действия заключения, подтверждающего отсутствие у водителя противопоказаний к управлению транспортными средствами, составляет один год со дня оформления.
При этом обязанность проинформировать гражданина о результатах освидетельствования и передаче информации в ГИБДД вменяется медорганизациям. Кроме того, они должны выдать гражданину по его просьбе бумажную выписку.
Чтобы урегулировать вопрос о медицинской тайне, параллельно вносятся изменения в ст. 10 закона «О персональных данных», позволяющие обрабатывать данные о здоровье граждан в случаях, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения.
Ошибки и злоупотребления
На первый взгляд, создание ЕГИСЗ может показаться полезным нововведением, в разы упрощающим жизнь автовладельцам, говорит советник Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Глеб Шумилов. Теперь им не придется бегать с кипой бумаг и справок – все они будут аккумулированы в одной единой информационной системе. Вероятнее всего, она будет эффективно работать на практике, но все зависит от целей законопроекта.
«Если целью такого нововведения является упрощение порядка получения или замены водительского удостоверения, в чем я очень сомневаюсь, то данная цель, представляется, будет достигнута. Если же целью проекта является установление дополнительного контроля за теми, кто по каким-либо медицинским причинам не может пользоваться автотранспортным средством, то в данном случае я не думаю, что идея будет воплощена в жизнь, поскольку ни для кого не секрет, каким образом в некоторых случаях у нас можно получить ту или иную справку. Кумовство и лихоимство никто не отменял, тем более в сфере здравоохранения, как бы ни были громки и красивы лозунги, посвященные борьбе с коррупцией», – убежден он.
По мнению адвоката, больше всего вопросов вызывает пункт, посвященный уведомлению автовладельца, у которого выявили «медицинское отклонение». Каким образом он будет уведомлен и будет ли вообще? На практике может сложиться ситуация, что автовладелец по каким-либо причинам, в том числе бюрократическим, не получит уведомление и узнает об этом «сюрпризе» только на первом посту ГИБДД одновременно с санкциями.
Что же касается медицинской тайны, то, по мнению Шумилова, она не будет нарушена, поскольку будет касаться трех субъектов: автовладельца, медицинской организации и должностного лица Госавтоинспекции. То же самое происходит сейчас, когда гражданин идет в медицинскую организацию, получает там бумажную справку и предоставляет ее в ГИБДД. Если же база данных ЕГИСЗ будет каким-либо образом доступна третьим лицам, то врачебная тайна будет находиться под угрозой.
Если предложение МВД пройдет, о медицинской тайне придется забыть, не согласен адвокат Игорь Татарович. «Создается опасный прецедент, когда в ведомственных интересах допускается посягательство на один из основополагающих институтов гражданского общества – врачебную тайну. Если это будет принято, такие же исключения для себя начнут требовать другие органы, которые выдают специальные права: Ростехнадзор, Инспекция маломерных судов и прочие, а также различные специализированные работодатели, начиная от Минобороны и правоохранительных органов, до различных госпредприятий и учреждений. Последствия этого, особенно с учетом того, что все базы данных различных госструктур свободно продаются на теневом рынке, сложно предвидеть», – пояснил он.
По словам Татаровича, нововведение повлечет еще как минимум два крайне негативных последствия. С одной стороны, оно подхлестнет коррупцию во врачебной сфере, в т. ч. и шантаж с вымогательством, когда будут ставиться лжедиагнозы (по аналогии с фальшивыми кредитными историями, которые уже создают микрофинансовые организации). А с другой, станет причиной того, что люди начнут скрывать свои заболевания и либо заниматься самолечением, либо обращаться к подпольным специалистам, что будет стимулировать рынок теневых медицинских услуг.
С покупкой справок сейчас ситуация уже не такая острая, как раньше, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Законодательство в этой области ужесточили – теперь у медучреждения за такое могут и лицензию отозвать, поэтому закручивать гайки еще больше нет необходимости. В целом он назвал нововведение полезным. «По официальным данным, у нас в стране 1,5 млн алкоголиков, еще 500 тыс. человек стоят на учете в наркодиспансерах. У скольких из них есть водительское удостоверение, на самом деле не знает никто», – пояснил Шкуматов.
При этом очень важно предусмотреть четкую систему информирования и эффективный механизм обжалования приостановки и аннулирования водительских удостоверений, подчеркнул он.
«В такой сфере невозможно исключить ошибки, когда уведомления будут приходить не тому человеку, а срок действия прав будут приостанавливать однофамильцам. Чтобы оградить людей от этого, нужна четкая обратная связь и адекватный временной период – неделя или две, в который человек сможет обжаловать решение или получить новое удостоверение, если проблема решатся, например, покупкой очков», – считает Шкуматов.
Автор Марина Юршина
Источник profile.ru